← Жизненные сценарии
Это определенные устойчивые и стереотипные программы поведения,
которые связаны с долгосрочными потребностями и мотивами
личности. В отличие от повторяющихся коротких сценариев,
описанных Эриком Берном в его бестселлере «Игры, в которые играют
люди», ЖС — это программы поведения, направленные на решение
«сверхзадач», то есть на достижение таких отдаленных целей,
которые осмысляются самим субъектом как «цель жизни», «жизненный
итог», «смысл жизни». У созданного Гоголем образа маленького
человека Акакия Башмачкина целью жизни стала «шинель». У более
смелых людей цели, как правило, формулируются не так приземленно
и конкретно. Но очень часто эти цели формулируются в виде
достижения человеком определенного социального положения:
«чтобы не хуже, чем у соседа», или «чтобы лучше, чем у соседа». В
последнем случае сосед выступает в роли «конкурента»,
поставляющего определенный ориентир (или «базу сравнения») для
долговременного планирования жизненного пути. В соответствии с
теорией личностных конструктов Дж. Келии жизненные сценарии
тесно связаны именно с личностными конструктами (чертами
значимых других людей — «интроектов»). Личностные конструкты
задают определенные маршруты, по которым человек начинает свое
движение к жизненным целям. Эти маршруты в теории конструктов —
это определенные векторные ориентиры, траектории движения в
«личностном семантическом пространстве» (ЛСП). Если ключевой
шкалой (координатной осью) в ЛСП становится шкала «денежные
накопления», то именно страсть к накоплению денежных средств
становится ведущим мотивом жизнедеятельности, а в качестве
«конкурентов» (ориентиров в жизненном пространстве) человек
избирает самых преуспевающих людей по этой шкале. См. также
словарные статьи «Интроекты», «Личностное семантическое
пространство», «Личностные конструкты», «Деньги как шкала
достижений».
require __DIR__ . '/../includes/article_footer.inc.php'; ?>