← Конкурентная среда
Это системная совокупность материальных, социальных и
информационно-психологических факторов, характеризующих
условия, в которых развивается конкуренция в данном области
жизнедеятельности. Хорошую (понятную и прозрачную) модель для
изучения компонентов конкурентной среды создают искусственные
виды конкуренции — спортивные, профессиональные и творческие
конкурсы. Они подготавливают организационных консультантов
(социальных инженеров и менеджеров) к анализу и управлению более
сложными процессами естественной конкуренции. В том наиболее
типичном случае, когда стороны оспаривают материальное благо,
ключевой особенностью материальной среды является избыток или
дефицит необходимых ресурсов для получения (производства) блага.
Но и в этом случае социально-психологические факторы конкуренции
(СПФК) могут либо существенно обострить, либо снизить остроту
конкуренции, а этими СПФК можно и нужно управлять. Например,
азартные люди, ориентированные на обязательную «победу над
соперником», склонны преуменьшать количество благ и ресурсов и
привносят своим конкурентным темпераментом дополнительную
остроту в конкурентное взаимодействии. Справедливые схемы
распределения вознаграждения, позволяющие
позитивно-подкреплять «достойных проигравших», также
существенно снижают остроту конкуренции и вероятность её
превращения в деструктивную конфронтацию. Более тонкий анализ
компонентов конкурентной среды предполагает выделение таких
компонентов, как регламент поведения участников, инструкции для
судей различного типа, правила распределения вознаграждения и
т.п. Все эти компоненты, как правило, отличают рукотворную
конкуренцию (конкурсы) от стихийной конкуренции и подробней
изучаются не в самом курсе лекций, а в сопутствующих вебинарах.
См. также словарные статьи «Материальная конкуренция»,
«Символическая конкуренция», «Фактор независимости судей».
require __DIR__ . '/../includes/article_footer.inc.php'; ?>