← Конкурентный треугольник
Это схематизм, в рамках которого конкурентная ситуация
представлена в виде треугольного графа с тремя вершинами:
«благо-обладатель-претендент». Самая известная бытовая ситуация,
которая соответствует этому схематизму, — это «любовный
треугольник». Ребра этого графа (стороны треугольника) заряжены
либо положительной, либо отрицательной эмоциональной
валентностью. Если претендент не обладает благом, то ребро,
связывающее «претендента» и «благо», оказывается единственным
ребром в треугольнике с отрицательным зарядом. Такой треугольник
считается неустойчивым — он порождает когнитивный диссонанс, то
есть дискомфортное переживание, которое снижается, если в
треугольнике появляются 2 ребра, имеющих отрицательный заряд.
Когда претендент испытывает «черную зависть» к обладателю, то в
треугольнике появляются 2 ребра и он оказывается устойчивым.
Аналогичным образом обладатель блага также стремится к
устойчивому треугольнику, поэтому испытывает невольное (не
контролируемое сознанием) отрицательное эмоциональное
отношение к претенденту. Модель КТ содержит в себе
объяснительный потенциал, позволяющий понять, почему от
участников конкуренции, как правило, требуются сознательные
волевые усилия, чтобы осознавать и контролировать негативные
эмоции в отношении конкурентов. См. также статьи «Конкурентные
эмоции», «Ревность» и «Зависть».
require __DIR__ . '/../includes/article_footer.inc.php'; ?>