Словари:


Вы можете поддержать развитие этого словаря. Пожалуйста, оставьте Ваш e-mail:

Конкурентный треугольник

Это схематизм, в рамках которого конкурентная ситуация представлена в виде треугольного графа с тремя вершинами: «благо-обладатель-претендент». Самая известная бытовая ситуация, которая соответствует этому схематизму, — это «любовный треугольник». Ребра этого графа (стороны треугольника) заряжены либо положительной, либо отрицательной эмоциональной валентностью. Если претендент не обладает благом, то ребро, связывающее «претендента» и «благо», оказывается единственным ребром в треугольнике с отрицательным зарядом. Такой треугольник считается неустойчивым — он порождает когнитивный диссонанс, то есть дискомфортное переживание, которое снижается, если в треугольнике появляются 2 ребра, имеющих отрицательный заряд. Когда претендент испытывает «черную зависть» к обладателю, то в треугольнике появляются 2 ребра и он оказывается устойчивым. Аналогичным образом обладатель блага также стремится к устойчивому треугольнику, поэтому испытывает невольное (не контролируемое сознанием) отрицательное эмоциональное отношение к претенденту. Модель КТ содержит в себе объяснительный потенциал, позволяющий понять, почему от участников конкуренции, как правило, требуются сознательные волевые усилия, чтобы осознавать и контролировать негативные эмоции в отношении конкурентов. См. также статьи «Конкурентные эмоции», «Ревность» и «Зависть».