← Куб данных
Это условное название трехстороннего массива данных, получаемых
в ходе применения разнообразных методик шкалирования. В области
психодиагностики это такие известные методики как
«семантический дифференциал» и «тест личностных конструктов». В
этом случае сторонами «куба» оказываются Испытуемые, Объекты
шкалирования и Шкалы. В тесте конструктов на месте объектов
оказываются «персонажи, выполняющие репертуарные роли», а на
месте шкал — сами личностные конструкты. Этот класс методик
нередко называют «техника репертуарных решеток». В методе
независимых экспертных оценок тоже получается «куб данных». Если
эксперты оценивают объекты (или варианты решения проблемы) по
различным шкалам-критериям, то сторонами трехстороннего массива
оказываются Эксперты, Решения и Критерии. Существует множество
алгоритмов анализа «куба данных», с помощью которых строятся
индивидуальные и групповые «семантические пространства» (в
результате факторного анализа или многомерного шкалирования), а
также «древовидные кластерные модели» (в результате кластерного
анализа). Автор теории ОТК (А.Г.Шмелёв) в свое время опубликовал
методологическую статью о том, что «куб данных» является
признаком особой парадигмы в современных
экспериментально-психосемантических и
индивидуально-психодиагностических исследованиях под названием
«субъектная парадигма анализа данных» (в противоположность
«объектной парадигме», принятой в традиционной психометрике и
тестологии). Применение этой парадигмы позволяет раскрыть
различия в индивидуальных моделях определенной конкурентной
ситуации в сознании соперников, что облегчает поиск
конструктивных способов сближения взглядов на эту ситуацию. См.
также словарные статьи «Многомерное шкалирование», «Личностное
семантическое пространство», «Тест личностных конструктов».
require __DIR__ . '/../includes/article_footer.inc.php'; ?>