Словари:


Вы можете поддержать развитие этого словаря. Пожалуйста, оставьте Ваш e-mail:

Параконкуренция

Это взаимодействие людей, которые оказываются в асимметричных отношениях, в разном статусе по отношению к объекту конкуренции. Например, столкновение экзаменатора и экзаменуемого на экзаменах имеет форму параконкуренции, ибо экзаменатор обладает не только более обширными и глубокими познаниями в обсуждаемом предмете, но и формальными полномочиями управлять экзаменационным диалогом по своему усмотрению (задавать любые вопросы, прерывать неудачный или избыточный ответ экзаменуемого). В отношения параконкуренции по поводу цены сделки выступают продавец и покупатель. В отношении управления временем ребенка родитель занимает привилегированную позицию по сравнению с самим ребенком. Отношения между владельцем предприятия (собственником средств производства) и наемным работником тоже имеют признаки параконкуренции (в связи с этим см. статью «Эксплуатация как параконкуренция»). Все это позволяет развивать теорию ОТК именно как «общую теорию»: увидеть общие черты в поведении участников традиционной конкуренции «на равных» и параконкуренции. Понятие параконкуренции является крайне полезным конструктом для развития теории ОТК, так как во многих развитых социокультурных моделях параконкуренции (где сложились определенные правила поведения сторон) реализуется принцип «соревновательного сотрудничества»: стороны не только имеют противоречивые интересы (например, покупателю хочется купить товар по более дешевой цене, а продавцу — продать по более дорогой), но стороны при этом вынуждены сотрудничать. Например, покупатель и продавец вынуждены уступать друг другу, чтобы сделка совершилась. А экзаменатор на экзамене нередко невольно подсказывает экзаменуемому, если видит, что только волнение мешает экзаменуемому избежать мелких ошибок, хотя присутствует принципиальное понимание предмета. Причем экзаменатор при этом чаще всего руководствуется не столько альтруизмом, сколько стремлением избежать собственного когнитивного диссонанса.