← Соперничество
Это широкая категория видов взаимодействия на шкале «Мягкость —
жёсткость». В этом случае победитель забирает все блага, а
проигравший не получает ничего. Например, соперничеством следует
считать ситуацию, возникающую в моногамном обществе, когда 2
жениха оспаривают одну невесту. Стихийная борьба на рынках
экономических агентов тоже часто приобретает форму
соперничества. Особенно тогда, когда мы имеем «рынок покупателя»:
один покупатель в течение всего дня приходит на продуктовый
рынок (где продаются скоропортящиеся продукты, срок годности
которых — один день). В этом случае побеждает только один
продавец, товар которого выбирает этот единственный покупатель.
Можно ли смягчить такое соперничество? — Да, можно! Если продавцы
смогут заранее договориться о применении схемы
перераспределения доходов от единственной сделки в пользу всех
продавцов, предоставивших покупателю возможность выбора из
вполне качественных товаров (ведь они тоже работали и создали
изобилие на рынке). Соперничество чревато не просто «осадком от
переживания несправедливости», а еще и тем, что оно нередко
приводит к еще более жестким формам конкуренции — к конфронтации
(к открытым конфликтам). Тенденция общественного прогресса
состоит в том, чтобы от довольно-таки жесткой формы соперничества
переходить к более мягким формам -к «соревновательному
сотрудничеству». См. статьи «Шкала «Мягкость-Жесткость»,
«Стратегия подавления (доминирования)», «Компромисс»,
«Соревнование», «Конфронтация».
require __DIR__ . '/../includes/article_footer.inc.php'; ?>