← Субъективное пространство конкуренции
Это ментальная модель конкурентной ситуации в голове рядового
участника. Эту модель можно сравнить с условным «игровым полем»
— субъективным экраном, на котором изображены в виде
фигурок-персонажей другие участники конкуренции, объект
конкуренции и сам субъект. Разные участники могут иметь
совершенно разные такие модели, что затрудняет поиск между ними
взаимопонимания и принятия единых правил поведения. Одни
участники рассматривают ситуацию как более мягкую, ибо убеждены,
что «всем всего хватает» и нет дефицита оспариваемого блага. Но в
этой же самой объективной ситуации другие участники субъективно
могут быть убеждены в обратном — в том. что имеется острый
дефицит, и это их подталкивает к более жесткому конкурентному
поведению. СПК может быть в одном случае более «узким» (субъект
видит только себя, ближайшего соперника и единственный
оспариваемый объект), а в другом случае — более «широким»
(субъект видит, например, что существуют другие объекты, которые
могут компенсировать потери в случае поражения). Чем шире СПК, тем
больше, как правило, возможностей для поиска компромисса и более
мягкого соревновательного поведения. Важная особенность СПК: на
своем «субъективном экране» человек, как правило, видит не только
других, но и себя самого (своего «аватара» в игровом поле). В этот
«образ Я» встроена, как правило, самооценка собственного
конкурентного потенциала. Если собственный потенциал человек
недооценивает (по сравнению с тем, как его оценивают конкуренты),
то он нередко по этим причинам ведет себя более агрессивно
(стремясь избежать вероятного поражения), чем от него ожидают
другие. В общем случае СПК — это не только сиюминутное игровое
поле, но это и модель, протяженная во времени: она включается в
субъективное представление о прошлом и возможном будущем. Такое
расширение СПК помогает субъекту в случае поражения видеть для
себя определенную перспективу в том, что правильно осмысленный
опыт неудач поможет ему победить в будущем. Человека, у которого в
ментальной модели нет такого будущего, трудней уговорить более
терпимо относится к возможному или уже случившемуся поражению.
Одним из частных случаев СПК является «личностное семантическое
пространство» (см. соответствующую словарную статью).
Реконструкция СПК является важным условием для эффективного
управления в ситуации острой конкуренции и назревающего
конфликта. См. также статьи «Личностное семантическое
пространство», «Многомерное шкалирование», «Факторный анализ»,
«Тест личностных конструктов».
require __DIR__ . '/../includes/article_footer.inc.php'; ?>