Атлас терминологических кластеров
Цель данного атласа — облегчить ориентировку в содержании ключевых и специфических понятий дистанционного курса «ПиОТК». Имея опыт разработки автоматизированных тезаурусов и подготовки энциклопедических и словарных статей, автор курса (А.Г.Шмелёв) постарался использовать этот опыт для создания удобных для читателей новых вспомогательных семантических инструментов. Тем более, что основной глоссарий терминов упорядочен, как и любой толковый словарь, самым традиционным образом — по алфавиту.
В атласе 167 терминов сгруппированы в 18 тематических пересекающихся классов, полученных с помощью авторской тематической группировки терминов (с использованием автоматизированного кластерного анализа перекрестных авторских ссылок в содержании самих словарных статей). Каждому из этих 18 классов автор присвоил интерпретирующий заголовок, а среди терминов жирным шрифтом выделил термин, который можно трактовать как «ключевую статью» — самую важную для понимания читателем содержания всего тематического класса. Сами по себе кластеры в этом перечне упорядочены по трем смысловым критериям: а) от общего к частному, б) от теории к практическим методикам, в) от ядерного содержания теории ОТК к её периферическому (менее значимому) содержанию. Поэтому-то такие ядерные темы как «Методология» и «Теория» идут в начале списка, а менее значимые, периферические темы «История и политология», а также «Образование» идут в конце списка.